Открытие человека |
|
Открытие человека В каждом человеке, мне кажется, скрыты определенные артистические способности: способность почувствовать чужую боль, как свою, понять чужую душу, про-никнуться чужим настроением, уловить ритм чужой жизни. Да и как же, не обладая хотя бы в малейшей степени этой способностью, могли бы все мы читать книги, смотреть спектакли, не сопереживая, не сочувствуя, не сострадая. Но 'наличие этой чудесной способности в душе человека лишь обещает будущего живописца, музыканта, актера. Эта способность может остаться лишь занятной чертой характера, но ее можно развить, и тогда она будет определяющей. Художником же по праву и по существу человек станет не раньше, чем определится как личность — с идеалами, с убежденностью, с целью в жизни, с активной общественной позицией. Жизнь дарит нам множество встреч, знакомств, открытий. Одни забываются на второй же день. Другие остаются в памяти на долгие годы. О них не помнишь постоянно, но случай подтолкнет воображение, и увиденное, совсем случайное, совсем забытое встанет перед глазами, наполнится красками и звуками. Я не знаю открытия более радостного, более неожиданного и волнующего, чем открытие человека... ...Неповторим и интересен, безусловно, каждый человек. Но я не думаю, что буквально каждый человек, любая частная жизнь могут лечь в основу романа, сценария, пьесы. Эпизод, случай, безусловно, могут и целиком войти в пьесу, в спектакль. Но важно выбрать именно тех людей, чья жизнь действительно настолько значительна и тесно слита с народной, что в ней отразились основное содержание времени, характер эпохи. Художественное произведение, художественный образ в силах создать лишь те драматурги, режиссеры, актеры, которые возьмут из жизни не случайные факты, а осмыслят поступки людей и события с позиции передовой философской мысли. Мне, наверное, очень повезло с детством и юностью. Повезло в том смысле, что я видел будни подвига, видел каждодневный труд, мужественную борьбу людей со стихией и силу товарищества. На одной улице со мной, через дом, жила девчонка. Была она старше нас года на три-четыре и казалась нам совсем взрослой. Режиссеры к тому времени сняли ее в роли Василинки в кинофильме «Дочь партизана», и уже потому только она была для нас непререкаемым авторитетом во всем, что касалось представлений, которые давал наш драмкружок. Приходила к нам, помогала учить роли, гримироваться, переживала за нас. В сорок втором ' она ушла на фронт. Ходила в атаку, выносила раненых. Высота на берегу Дона близ хутора Паньшино стала последней ее высотой. О Гуле Королевой написана книга. Хорошо бы для поколения, не знающего войны, написать о ней пьесу, которая рассказала бы о гуманизме, о Родине, о долге как единственно возможной норме поведения человека, воспитанного в Стране Советов. И чтобы основным в этой пьесе была бы не туманная символика, мешающая рассмотреть лицо человека, не обреченность, жертвенность и проклятия остающимся жить, а истинная трагедия, где рядом — мужество и нежность, право и долг, жизнь и смерть... В. Самойлов, народный артист РСФСР |