Киноактриса, боец |
|
Между Доном и Волгой, недалеко от хутора Паньшино, стоит курган. Много веков этот курган был безымянным. Во время битвы на Волге, когда началось окружение армии Паулюса, он вошел в приказы и сводки как высота 56,8. Тут были тяжелые сражения. С той поры степной курган получил имя героини, которая повела бойцов на штурм высоты, и, проявив чудеса храбрости, пала здесь в бою. За много сотен километров от Волги, на черноморском берегу, в Артеке, стоит камень Славы, на котором тоже записана ее фамилия, ставшая легендарной. А в Киеве, где она жила, росла и мужала, есть улица Марионеллы Королевой... Это ее полное имя. Но с детства все звали ее так, как называла ее мать, — Гуля. Записная книжка Гули Мы долго искали школьные тетради Гули, а нашли только ее старую записную книжку. Здесь много адресов и фамилий французов, поляков, индусов, негров. В Артеке, в интернациональном детском доме, Гуля подружилась с детьми зарубежных пролетариев, коммунистов, погибших в борьбе за свободу. Юная парижанка Ляркад —ее давняя приятельница, и через Гулю весь класс переписывается с детьми рабочей окраины Парижа. Потом Марионелла сама стала вожатой в украинском лагере для сыновей и дочерей героических испанских республиканцев. У маленьких мадридцев она переняла революционные, антифашистские мелодии, а их научила петь украинские песни... Гуля увлекается музыкой, книгами и спортом. Нетрудно понять, как в ее записной книжке появились номера телефонов стадиона, бассейна, спортивного зала. Ведь Королева — одна из лучших юных спортсменок Киева. Занимается гимнастикой. Играет в теннис и бегает на коньках. Побеждает в заплывах, соревнованиях прыгунов. Она в первой паре рекордсменов Украины по гребле. А почему в ее блокнот записаны телефоны киевского зоопарка и ветеринарной лечебницы? «Я —старая юннатка и очень люблю всякое зверье, от ежиков до слонов», — написала она в ответ на одно письмо зрителей. Отправившись по следам Гулиной записной книжки, мы разыскали некоторых ее учителей, старых школьных товарищей. Они говорят: — Гуля далеко не всегда была в списках отличниц. Заботилась не об отметках, а о знаниях. И читала серьезно и много. Из Пушкина, Шевченко и Маяковского знала на память тысячи и тысячи строк. Училась, читала и много думала. Ее любимые слова: «Надо подумать». Всадница на белом коне Тридцать лет назад на афишах, расклеенных по улицам советских городов, появилась юная всадница на белом коне. Через несколько месяцев, словно сойдя с афиш и экранов прямо на Крещатик, она возглавила праздничную колонну киевских пионеров и школьников. Это была Гуля Королева в роли дочери партизана. В кино она снималась с детства. Тогда готовили кинофильм «Каштанка» по Чехову. Нужна была девочка для съемок в эпизодах, когда бедная Каштанка теряет хозяина на Трубном рынке, где продают рыб, птиц и всякое зверье. Режиссеры долго искали исполнительницу. И выбрали Гулю. Ей было три года. За первой ролью — вторая... С обложки журнала «О наших детях», который в 20-е годы редактировала Надежда Константиновна Крупская, из огромной буквы «О» на читателя лукаво глядела маленькая героиня «Баб рязанских». А исполнительница тем временем охотилась на бабочек, собирала цветы и лечила куклу. Когда Гуле поручили заглавную роль в картине «Дочь партизана», ей шел двенадцатый год. — Я все чаще забываю, что я Гуля Королева. И начинаю думать и переживать так, как думает и переживает моя Василинка. Отец и мать Василинки — из тех солдат Октября, которые сражались за Советскую власть в первых партизанских отрядах. Мать погибла от вражеской руки, защищая революцию. Живет Василинка в селе на Украине. Это бурные и нелегкие 30-е годы. Идет коллективизация. Пионеры — в самом вихре событий, и Василинка — надежная помощница отца, организатора первого колхоза. Столкнувшись с кулачьем, партизанская дочь не побоялась ни опасности, ни врагов, загнавших в болото всех колхозных лошадей. Василинка спасает их и верхом на коне возвращается в село... Сыграть Василинку оказалось делом нелегким. Но Гулино проникновение в образ было поразительным, а работала она с необыкновенным упорством и трудолюбием. — Мою лошадь зовут Сивко. Доброе, но упрямое создание. Учусь верховой езде, в седле и без седла, галопом и шагом... Гуля стала так ездить, словно всю жизнь провела в седле. По ходу действия юной всаднице приходилось преодолевать всякие препятствия, а Сивко повел себя весьма капризно, и как с ним ни бились, ничего не получалось. — Придется отложить съемку, — сказали режиссеры. — Нет, выйдет, — крикнула Гуля, — я добьюсь. И, уцепившись за гриву лошади и несясь во весь опор, она заставила Сивко взять барьеры. Наконец бесстрашная Василинка начала свой путь по экранам городов и сел. В Киеве фильм демонстрировался одновременно в девяти кинотеатрах. Василинку полюбили и юные и взрослые кинозрители. С юга, с Черноморского побережья, писала пионерка: «Гуля! Я считаю, что ваша картина — о классовой борьбе в деревне. Правильно я поняла? Я из шестого класса. Гуля, часто думаю о тебе. Может быть, скоро встретимся или увижу тебя в новой картине. Напиши мне: трудно ли сниматься в кино и как у тебя дела в школе?..» Эти два вопроса Гуле часто задавали — ив письмах, и во время встреч с юными зрителями. — Сниматься интересно, только трудно стоять, не двигаясь, перед камерой, когда тебя мухи кусают за ноги. Непосредственность Гулиного ответа вызывала улыбки. А разговор принимал серьезный оборот. И вопросы требовали ответов прямых и точных. — Какие у тебя отметки? И не имеешь ли ты неприятностей в школе из-за своих кинодел? — «Удовлетворительно» — нет. И «неудовлетворительно» — тоже нет. Только — «хорошо» и «очень хорошо». Но как трудно сниматься и учиться! Нелегко давалась и борьба с самой собой, предстояло выработать настоящий характер. «Партизанская дочь» даже задумывала поступить в военную школу, чтобы закалить свою волю. Успех Василинки, афиши, портреты в газетах, сотни писем, кинофестивали и встречи со зрителями не вскружили Гуле голову. Среди рецензий, очерков, статен, посвященных талантливой юной актрисе; пусть не затеряется одна маленькая заметка, которую мы нашли в ее киноальбоме. Тридцать лет назад она была напечатана в газете «На змину» и подписана: «Пионерка Гуля Королева». «Готовясь к картине и снимаясь, я многое узнала о битвах за революцию. Своей Василинкой я хотела сказать, что советские ребята бесконечно преданы Советской власти». Мы узнаем в Гуле черты пионерского племени, веселого и беспокойного, неутомимого и деятельного, которое много училось и работало, сажало деревья и выращивало молодняк, собирало металлолом и охраняло урожай, переписывалось со всем миром и задумывалось над его судьбой. Когда в Ленинском райкоме Киева Гулю принимали в комсомол, десять пар юных глаз внимательно и по-дружески смотрели на нее. — Кажется, все ясно. Есть еще вопросы к Королевой? — У меня. — Спрашивай. — В кино отважной дочкой партизана мы тебя видели. Ну, а если завтра нужно будет свершить что-нибудь особенное, проявив смелость, волю... Ты сможешь? — Постараюсь. В комедийном фильме «Солнечный маскарад» Гуля сыграла одновременно две роли — парня и девочки. А впереди ее ждала большая и трудная роль Варьки. Режиссер Л. Луков предложил Гуле сниматься в картине «Я люблю». Это фильм о старом Донбассе. В сердце Гули глубоко запали рассказы бывалых людей о Донбассе нищих поселков — «собачевок», о шахтерах, которые запрягались в салазки и, словно кроты, прогрызали угольный пласт; Варька — внучка Никанора. Потомственный хлебороб, много лет проработавший на чужой ниве, он пришел в Донбасс попытать счастье под землей. Искал лучшую долю, а нашел смерть. За лишний пятак Никанор согласился работать в опасном пятнадцатом забое. И вот уж его несут на угольных носилках, покрытых брезентом. Варька стоит у тела деда Никанора, и горячие слезы капают на глубокие морщины, которые жизнь так густо посеяла на старом шахтерском лице. После съемок этих эпизодов актер Чистяков, исполнявший роль шахтера Никанора, спрашивал: — Гуля, милая, откуда у тебя такая правда и сила переживаний? Знаешь, мне казалось, будто я в самом деле умер. Лежу и чувствую, как падают настоящие Гулины слезы. У меня от страха даже волосы на голове зашевелились. Среди участников этой картины были такие большие мастера, как В. Гардин, Н. Ужвий. — Из впечатлений, которые у меня остались от съемок картины «Я люблю», пожалуй, наиболее яркие связаны с Гулей Королевой, — вспоминает Н. М. Ужвий. — С первых съемок меня взволновали простота, серьезность и глубина Гулиной игры. Когда я посмотрела уже готовую картину, решила: это вырастает большая актриса. Разговор с военкомом Давно отзвенел для Гули последний школьный звонок. Идет весна 1941 года... Королева—киноактриса и студентка. В новом фильме ей предстоит сыграть роль молодой героини гражданской войны. До съемок еще далеко, а экзамены уже сданы, и завтра, в воскресенье, два заядлых спортсмена — Гуля с мужем — отправятся на праздник открытия нового стадиона. Начало в три. Но открытие стадиона не состоялось. В этот день утром на Киев упали первые фашистские бомбы... Тревожное и грозное слово «война» ворвалось в город, в его мирные дома. Тяжелое известие об оставлении Киева пришло к Гуле в Уфу. Гулиному сынишке Ежику еще не было двух месяцев, когда Королева явилась в военкомат. Первый разговор с военкомом. — Я спортсменка, стрелок, наездница... — У вас на руках ребенок... — Но ведь Родина в опасности. Королеву послали работать в госпиталь. С утра до поздней ночи она занята в операционной, в палатах. И при этом талантливая актриса, ставшая медсестрой, еще успевает выступать с концертами. Ее прекрасно слушают, горячо провожают. Она видит, как выздоравливающие раненые молча и долго стоят у карты Родины. Она знает, о чем их тревоги. На фронтах труднейшее положение. И ни днем, ни ночью, ни в палате у постели раненого, ни дома у колыбели сына Гулю не оставляет мысль... «Твое место только на передовой. Но Ежик еще совсем мал?!... Однако завтра может быть уже поздно... Во имя сына это нужно сделать именно теперь». «Военному комиссару города. Я вижу весь смысл своей жизни в том, чтобы немедленно отправиться на защиту Советского Отечества, на защиту своего сына. Прошу послать меня на фронт. Я готова отдать свою жизнь, только бы жила Советская власть и счастливыми росли наши дети. Марионелла Королева». Военком, старый солдат, провоевавший всю гражданскую, колебался. Королева настаивала. Разве вся ее жизнь не была подготовкой к большим испытаниям? Военком узнавал повзрослевшую дочь партизана, которую когда-то видел в кино. Возвратившись из военкомата, Гуля сказала: — Дорогие, будем прощаться... Меня взяли в армию. Она обняла Ежика, расцеловала мать, отчима. И уже на пороге, в последний раз обернувшись, уронила слезу. Это было в мае 1942 года. И. Тельман |