Королёв Борис Данилович (1884/1885–1963) – советский скульптор-монументалист, педагог и общественный деятель, стоявший у истоков формирования советской скульптурной школы. Один из главных организаторов деятельности по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. В своем творчестве сочетал реалистический метод с элементами импрессионизма и кубизма.
Биография
Становление. Ранний период (1910-е гг.)
Родился в Москве в многодетной семье, отец служил в торговом доме. С 1896–1903 учился в 3-й московской гимназии. Воскресные дни школьных лет будущий скульптор проводил в Строгановском училище, где по выходным любителям разрешалось рисовать с гипса и чертить под руководством дежурного педагога. В 1903 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Был активным участником социал-демократических кружков, с большим успехом вел агитационную работу. Несколько раз сидел в тюрьме за участие в революционном движении, в частности за участие в баррикадных боях на Садовой-Кудринской во время декабрьского восстания в 1905 г. Чтобы избежать нового ареста Королёв уезжает за границу. В 1906 г. нелегально живет в Петрограде. В Москву возвращается в 1907 г. под чужой фамилией.
1908–1917 гг. – период становления творческой личности будущего мастера. В это время начинает заниматься лепкой в частных студиях, самостоятельно изучает классическое наследие, стремясь переосмыслить классику и произведения современных художников. Интересуется импрессионистическим направлением, поисками художников "Бубнового Валета". Наибольшее значение для формирования творческого кредо имели занятия в студии И.И. Машкова, от которого К. перенял принципы видения натуры, понимание пластического объема.В 1910 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую скульптора С.М. Волнухина.
Первое монументальное произведение относится к 1912 г. – мраморная стела, украшенная барельефами, на Ваганьковском кладбище над могилой студентов, убитых в день похорон Н.Э. Баумана. К. сам был свидетелем обстрела своих товарищей казаками, когда они вместе возвращались в Университет с похорон. С первого же произведения тема революции стала ведущей темой в творчестве К.
Работая в мастерской С.М. Волнухина, К. примкнул к импрессионистическому направлению русской скульптуры. После окончания в 1913 г. обучения в училище путешествовал по европейским художественным центрам. Под влиянием знакомства с парижской художественной жизнью молодой скульптор переживал сильное увлечение кубизмом, который по его мнению в наивысшей степени соответствовал революционному духу. Однако, отрицательная оценка обществом кубистического памятника М.А. Бакунину (1919–1920) способствовала переходу к реализму.
Расцвет творчества (1920-е гг.)
Расцвет творчества приходится на 1920-е гг. (начало выставочной деятельности с 1919 г.). С огромным энтузиазмом К. участвует в общественно-художественной жизни после Октябрьской революции: входит в ОРС (Общество русских скульпторов, учреждено в 1926 г.), становится фактическим руководителем Московского профсоюза скульпторов-художников и одним из главных организаторов работ по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Начало 20-х гг. отмечено серией этюдов обнаженного женского тела, в которых происходило становление реалистического метода в творчестве скульптора. В то же время явные черты импрессионизма, сочетающиеся с кубистическими приемами можно обнаружить в таких крупных произведениях мастера, как монумент Борцам революции в Саратове (1924–1925), памятник Н.Э. Бауману в Москве (1931) и памятник Ленину в Луганске (1932), выполненные по плану монументальной пропаганды.
К этому периоду относится ряд портретных бюстов революционеров для Центрального музея Революции СССР (ныне Музей современной истории России в Москве). В области станкового портрета наивысшие достижения были достигнуты в портретах В.И. Ленина (1926 и 1928) и А.И. Желябова (1927–1928). Ко времени создания памятника Бауману в Москве (1931), К. стал одним из ведущих ваятелей Советской России.
Общественная и педагогическая деятельность. Литературное наследие.
Творческую работу К. сочетал с интенсивной общественной и педагогической деятельностью. Был депутатом Московского Совета, состоял членом комиссии по охране памятников искусства и старины, заведовал скульптурным отделом при Коллегии ИЗО Наркомпроса в связи с работой по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Во многом именно благодаря неутомимой деятельности К. в условиях гражданской войны Москва 1918–1920 гг. получила десятки памятников.
Литературное наследие и преподавательская деятельность К. занимают особое место в отечественной художественной педагогике. Преподавал в Пролеткульте, Вхутемасе, в школе для бедных. В 1950-х гг. работал над составлением собственного учебного пособия по скульптуре. Этот труд уникален в своем практическом значении для художественного образовательного процесса, т.к. является первым полноценным изданием подобного рода, предназначенным конкретно для решения учебно-методических задач. Пособие построено на принципе чередования творческих и учебных заданий. Данный принцип направлен на формирование личности скульптора, что составляет главную цель учебного пособия Королёва.
Поздний период (1950-е гг.)
Поздний период творчества мастера был наиболее трудным, т.к. в 50-х гг. был причислен к "формалистам"; его работы не принимались на выставки, был вынужден прекратить преподавательскую деятельность. Последние годы жизни провел в Ново-Абрамцевском поселке художников, работая над проектами памятников историческим деятелям и современникам. В своих произведениях К. удавалось запечатлеть черты эпохи . В экспозиции музея-усадьбы "Абрамцево" представлены поздние работы мастера.
Творческие задачи. Художественные особенности зрелого стиля.
Одной из центральных творческих задач для К. было решение проблемы синтеза искусств. На протяжении всей своей карьеры К. занимался исследованием этой проблемы и даже создал Комиссию синтеза скульптуры и архитектуры, позже включившую и живописцев ("живскульптарх"). В этом синтезе К. понимал скульптуру как "одухотворяющее" начало, образно раскрывающее концептуальное значение архитектуры. Важную роль в художественном синтезе К. отводил слову (в монументальной скульптуре – литературные тексты на пьедесталах). В наиболее значительных произведениях К. воплотил идею синтеза искусств, подчиняя их общему содержанию. Ведущей темой всего творчества К. была тема революции.
Кроме вышеупомянутых трех стилевых направлений (реализм, импрессионизм, кубизм), взаимодействующих в творчестве К., важной составляющей зрелого стиля скульптора была определенная степень эскизности монументальных произведений, которая сообщала им особую экспрессию. К. не любил отполированных, "облизанных" поверхностей в скульптуре и потому при обработке поверхностей придавал им характерную шероховатость, что усиливало впечатление эскизности. Эту манеру обработки поверхностей ученики мастера прозвали "королёвским стилем", сам К. называл получаемый эффект "скульптурным колоритом". "Скульптурный колорит" по определению К. – "это тот свет и те тени, которые получаются от выпуклостей и от впадин форм и, если хотите, от шероховатостей поверхности. Если для колорита не хватает выпуклостей, я даю соответствующую обработку поверхности. Вот и весь так называемый мой, королёвский стиль".
Резюме
Подводя итоги, отметим, что начало творческого пути К. совпало с образованием нового государства СССР. Прожив долгую жизнь, К. прошел основные этапы творческого развития вместе с русским советским искусством, в значительной степени определив магистральное направление развития советской скульптуры 20–40-х гг.
Перечень важнейших произведений
Памятники
Борцам революции в Саратове. Гранит. 1924–1925.
Н.Э. Бауману на Бауманской (Елоховской) пл. в Москве. Бронза, гранит. 1931.
В.И. Ленину в Ташкенте. Бронза, гранит, лабрадор. 1936.
Портреты
В.И. Ленина. Мрамор. 1926. Центральный музей В.И. Ленина, Москва.
А.И. Желябова. Дерево. 1927–28. Музей Революции СССР (Музей современной истории России), Москва.
Проекты
Проект монумента Освобожденному труду для Ленинграда. 1959.
(взято из wikipedia)
Скульптура и графика Бориса Королёва в Третьяковской галерее
(ВЗЯТО ОТСЮДА ,там же можно посмотреть некоторые работы Б.Д.Королёва)
ARTinvestment.RU – 03.11.2009, 06:57
Сегодня, в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (залы 21–22) состоится открытие выставки «Борис Королёв. Скульптура и графика» из цикла «Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники».
Монографическая выставка Б. Д. Королёва (1885–1963) приурочена к 125-летию выдающегося скульптора-монументалиста ХХ столетия. Третьяковская галерея, обладающая превосходной подборкой произведений Королёва, представляет около 30 графических листов и 25 скульптурных композиций, выполненных в гипсе, дереве, бронзе и мраморе.
На протяжении всей жизни Борис Данилович Королёв отстаивал свободу формотворчества. Выдающийся представитель московской школы пластики был выпускником класса С. М. Волнухина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал и П. Трубецкой. Об осмыслении наследия импрессионизма свидетельствуют характерная лепка объемов и силуэта и «дышащая» фактура работ Б. Королёва.
С конца 1910-х до середины 1920-х годов Б. Королёв работал в редкой для русского скульптора стилистике кубизма. Принадлежа к кругу авангардистов, искренне верящих в идею преобразования общества средствами культуры, в пореволюционные годы он активно участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. Однако именно его памятник М. А. Бакунину (1919) стал первым в советском искусстве произведением, уничтоженным по формально-стилистическим соображениям. Обладавшая всеми достоинствами монумента, железобетонная 8-метровая фигура Бакунина была единственным в Москве памятником в духе кубофутуризма. Среди материалов этого периода на выставке — значительный блок графических работ Б. Королёва (эскизы «Храма общения народа», «Архитектурные фантазии»), скульптурный эскиз памятника Бакунину (1918) и серия интереснейших архивных фотографий, зафиксировавших несохранившиеся произведения (памятник Бакунину у Мясницких ворот, эскиз памятника Марксу).
В середине 1920-х, в том числе под влиянием исторической ситуации, Б. Королев обратился к реалистической традиции. К этому периоду относится серия этюдов обнаженной женской фигуры, которые отличаются четкостью и плотностью форм. В этих образах прочитывается поэтическое видение повседневного бытия.
В 1920–30-е годы, в период творческого расцвета, скульптор разработал и частично реализовал лучшие свои проекты. Ведущий монументалист советской эпохи, он участвовал во всех основных конкурсах на памятники, проводившихся в СССР, и создал целый ряд образов «героев своего времени» — Л. Толстого, М. Горького, И. Сталина. По проектам Б. Королёва воздвигнуты памятники «Борцам революции» в Саратове, Н. Э. Бауману в Москве, В. И. Ленину в Ташкенте, Переславле-Залесском, Луганске. Он проектировал скульптурное оформление Дворца Советов, создал свой вариант «Рабочего и колхозницы» для закрытого конкурса 1936 года на создание скульптурной группы для Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. В монументальных проектах мастер стремился к развернутой архитектурно-скульптурной форме, вырабатывал тип памятника с развернутой в пространстве многофигурной композицией, скульптурными группами на отдельно стоящих основаниях и сложно проработанным постаментом. Выставка показывает не получившие воплощения проекты памятников: А..Желябову (1932, тонированный гипс), А. С. Пушкину (1937, металл), П. И. Чайковскому (1940, металл) и др.
Эволюция, которую претерпевает тип памятника в творчестве Б. Королёва в 1920–50-е годы, показательна для развития российского изобразительного искусства в целом. В разное время художественный язык работ Б. Королёва подвергался резкой критике; но в том, что касается идеологии, его творчество в целом оставалось в рамках основного направления советского искусства.В 1940–50-е годы Б. Королёв много работал в жанре станкового исторического портрета (портрет А. С.Пушкина, 1940, мрамор; портрет Л. Бетховена, 1952, мрамор, по модели в гипсе 1910).
Демонстрация скульптуры на выставке сопровождается графическими работами — натурными штудиями и эскизами, позволяющими проследить этапы воплощения таких замыслов, как памятники Бауману или Желябову.
Выставка Б. Королёва включает интересные документы, в том числе знакомящие с неосуществленными проектами — например, монументом «Освобожденному труду». Закладка его состоялась в мае 1920 года около храма Христа Спасителя, на месте снесенного памятника императору Александру III, где позднее планировалось строить Дворец Советов. Любопытна составленная Королёвым анкета для оценки пролетариатом вновь создаваемых памятников. Архивные материалы раскрывают мощный общественный темперамент Бориса Королёва: он входил в число организаторов Комиссии живописно-скульптурно-архитектурного синтеза «Живскульптарх» при коллегии ИЗО Наркомпроса и Общества русских скульпторов (1926–1931), являлся помощником главного мастера (А. Т. Матвеева) во 2-х Государственных художественных мастерских.
Собрание работ Б. Королёва разных этапов творчества, достаточно полно представленное в Третьяковской галерее произведениями и документами, является основой для изучения наследия мастера и истории русской скульптуры первой половины ХХ века.
Выставка продлится до 14 февраля 2010 года.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи.
***
Обзаведясь собственным домом, - вспоминает Е.Н. Никольская, - Королевы ба большие любители животных, особенно собак, ут же устроили в Хотькове целый нтернаттам постоянно гостили мы с сестрой Мариной, Гуля Королева (племянница Б.Д. Королева), две другие племянницы Бориса Даниловича - Анна и Наташа - дочери Екатерины Николаевны. Запомнились вечера в Хотькове, особенно в дни семейных праздников, когда приезжали близкие друзья реди них обычно были В.Д.Бонч-Бруевич с женой (дружба их началась еще в 1905 году), И.Хвойник, художники и в их числе И.Машков, А.Лентулов, П.Кончаловский. Часто приходил П.Радимов, который очень любил рисовать на речке Воре. Приезжал Р.Фальк, который впоследствии снимал дачу вблизи Абрамцево и бывал там у Б.Д.Королева и у моего отца - в поселке научных работников Быково (около Абрамцева).
Незабываемое впечатление осталось у меня от статуи для памятника В.И.Ленину, когда в Хотькове она была закончена в гипсе и сняты леса, окружавшие монумент. Помнится, собрались не только все жители Хотькова и окружающих деревень, но было настоящее паломничество из Загорска и из других мест се хотели посмотреть такую необычную тогда колоссальную фигуру Ленина.
Борис Данилович прожил с Людмилой Николаевной большую и интересную творческую жизнь, но конец жизни у них был тяжел. Хотя Борис Данилович работал буквально до последних дней (он умер летом 1963 года от воспаления легких - в три дня), здоровье его уже было сильно подорвано воспалением нерва ноги, он еле ходил, но настойчиво ездил из Москвы (он работал над большой двухфигурной композицией орький и Ромен Ролланв Абрамцево, разрабатывал проект памятника панфиловцам. Материально Королевы очень нуждались, так как никаких доходов, кроме пенсии Бориса Даниловича, не было, тяжело болела Людмила Николаевна, дача и мастерская требовали капитального ремонтаp>
В предвоенные годы в Хотьково приезжали многие деятели советской культуры и спешили на дачи, которые в окрестностях его разрослись, как грибы. В 1937 -1938 годах здесь работали и отдыхали Григорий Александров и Любовь Орлова, драматурги Н. Эрдман и В. Масс, Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, композитор Тихон Хренников, театральный художник Петр Вильяме. Работал над мопассановской ышкой.Ромм. Мало кто знает, что кинофильмы еселые ребятаность Максимавинарка и пастухоздавались в окрестностях Хотькова, Абрамцева, Ахтырки на берегах живописных речушек Вори и Пажи.
Летом 1945 года в Мутовках жил знаменитый режиссер Андрей Тарковский. Его сестра Марина Тарковская в книге сколки зеркаласпоминает, как Андрей впервые взял в руки кисти и краски и часами просиживал с этюдником, писал ель, камыши, закат солнца. Потом ему пришла в голову идея написать ночной пейзаж - деревню ночью. В сумерках он уходил из дому, а возвращался под утро. Краски и кусочки холста давал Андрею художник Терпсихоров Николай Борисович, который также жил в Мутовках в доме Веденеевых, в котором ранее жил Пастернак. Николай Борисович, любивший пошутить, прозвал Андрея Ван Гогом.
(взято отсюда http://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_arhiv/konkurs2006/mosyakina_nadejda_yu/html/ludi.htm )
Посмотреть работы Б.Д. Королёва можно на сайте http://www.liveinternet.ru/users/jostr/post93545383/